X
Чтобы добавить evakyator.by на главный экран, в меню браузера нажмите
Добавить на главный экран
Меню браузера обычно располагается в верхнем правом углу ⁝
Перейти к основному содержанию

Легендарные вертолеты-многотонники

Универсальные высокоманевренные летательные аппараты стали неотъемлемой частью существования человечества. Вертолет – универсальное транспортное средство. Для взлета ему не требуется длинная полоса, а лишь небольшая горизонтальная площадка. Подъемная сила создается посредством вращения несущего винта.

Прообраз винтокрылого воздушного судна отлично изображен в трудах Леонардо да Винчи, а сегодня существуют как небольшие воздушные машины, рассчитанные на двух человек, так и грузовые вертолеты гигантских размеров, созданные для выполнения особых заданий.

Безусловный лидер Ми-12

Как вооруженные силы, так и народное хозяйство часто не могли обойтись без летательного аппарата с вертикальной посадкой и взлетом, которые способны были перевозить грузы крупного габарита массой, превышающей отметку в 20 т. И грузовые вертолеты здесь просто незаменимы. Учитывая это, конструкторским бюро было дано задание, которое специалисты выполнили с успехом. Так появился уникальный сверхтяжелый B-12, который многие знают, как Ми-12 и Homer.

МИ-26 в воздухе

При создании Ми-12 особое внимание было уделено возможности перевозки военной техники, включая танки, самоходки, артиллерийские установки, системы ПВО и даже баллистические ракеты. Этот список можно продолжать очень долго, так как он состоит из 80-ти видов техники. Предполагалось, что B-12 будет работать в паре с самолетом Ан-22 “Антей”. Второй должен был доставлять технику на аэродром, а первый – распределять ее по позициям.

Разработка летательного аппарата началась в 1963-ем году. Конструкторы понимали всю “соль” создания грузового вертолета в максимально короткие сроки, обладающего всеми предъявленными требованиями. Была использована удвоенная винтомоторная группа, позаимствованная у другого гиганта – Ми-6. Каждая из гондол, прикрепленных на концах крыльев, имела два газотурбинных силовых агрегата. Чтобы представить себе масштаб воздушного судна, необходимо сказать, что каждый двигатель развивал мощность в 6500 лошадиных сил.

С тех пор прошло пять лет, и Ми-12 отправился в свой первый испытательный полет. Уже через год на нем был установлен мировой рекорд по грузоподъемности – 31 тонна была поднята на высоту почти 3 км. Немного позже на нем же летчики-испытатели установили еще один рекорд – 40,2 т на 2250 м. высоты, который остается актуальным по сей день.
Летательный аппарат Ми-12 так и остался невостребованным и не попал в серийное производство.

МИ-26 разгрузка

Всего было выпущено лишь две модели, которые на данный момент находятся в музеях авиатехники, где также находятся и другие грузовые вертолеты. Один из них находится в самом крупном в Европе Центральном музее Военно-воздушных сил, где собрана настоящая коллекция уникальной техники, на которой в общей сложности было установлено около 500 мировых рекордов. Поговаривают, что существовал и третий экземпляр Ми-12, но он разбился во время испытательного полета.

Серийная легенда Ми-26

Если описанная выше модель была всего лишь опытным образцом, то несомненным лидером, поступившим в серийное производство, остается Ми-26 – многоцелевой транспорт, оснащенный восьмилопастным ведущим винтом, приводимым в движение двумя двигателями с суммарной мощностью в 22800 лошадок. Разработан он был в 70-ых годах, и способен брать на борт 20 тонн полезного груза.

Этот уникальный грузовой вертолет высоко ценится во всем мире, и активно используется спасателями. С момента его первого полета прошло более 30 лет, но Ми-26 продолжает выпускаться Ростовским вертолетным заводом.

Эта машина универсальна, так как оснащена оборудованием, позволяющим выполнять различные задачи в самых разных метеорологических условиях. Кроме того, существует несколько специальных версий, например, десантная, вмещающая 82 человека в полной экипировке. Так как в данном случае машина используется для военных целей, на ней инсталлированы передатчики помех, устройства выброса ЛТЦ, и даже экраны, подавляющие ИК-излучение. Ми-26 используется и в медицинских целях. Для этого в грузовом отсеке устанавливаются 10 носилок.

Он оснащен трехточечным шасси, имеет комфортабельные кабины для экипажа, и для сопровождающего груз. При транспортных работах груз может крепиться как на внешней подвеске, так и внутри фюзеляжа. По экономическим и техническим показателям другие грузовые вертолет не могут с ним сравниться до сих пор.

МИ-26 на стоянке

Гигант специального назначения Ми-10

Когда наземная техника не справляется со своими задачами, на помощь приходят летательные аппараты специального назначения. Одним из таких является летающий кран Ми-10, созданный для военных целей.

Когда в 1958 году правительство решило, что стране нужен уникальный аппарат, способный выполнять роль летающего крана и транспортировать грузы на средние расстояния, специалисты тут же принялись за дело. В итоге к дополнительным задачам Ми-10 была приписана транспортировка крылатых ракет. Так был разработан один из гигантов – Ми-10, сконструированный на базе Ми-6.

Модернизированная модификация Ми-6, которая изначально проектировалась для выполнения военных задач, снова была доработана, и так появилась гражданская версия Ми-10, предназначенная для выполнения высотных монтажных работ, для которых существующие грузовые вертолеты не подходили. При проектировании были сохранены силовая установка и схема управления “базы”, а замене подвергся фюзеляж. Новый его вариант стал низким и узким, и при этом получил транспортный отсек, способный вместить различный груз, 28 пассажиров, либо же дополнительные топливные баки.

Как и все грузовые вертолеты, Ми-10 должен был транспортировать грузы, которые не способны поместиться в более компактный Ми-6. Эта винтокрылая машина оправдала свою репутацию летающего крана, так как его максимальная грузоподъемность составляет 15 тонн. Машина настолько уникальна, что в свое время даже установила рекорд по грузоподъемности. Интересно, что первый выпущенный экземпляр сгорел по причине технических неполадок, но на земле.

Комментарии

Оцените компанию: