Перейти к основному содержанию

Морские Форты Манселла на реке Темза

Величие Британии как морской державы неоспоримо. На протяжении всей своей истории громкие победы Великобритании происходили по всему миру и во многом были обеспечены мощным флотом. Будучи островным государством, Британия придавала флоту преимущественно значение, что и поспособствовало его развитию. Не менее важной оставалась и защита страны от возможной агрессии извне.

В период Второй мировой войны, флот Британии был неоднократно атакован гитлеровской Германией с помощью новейшего типа вооружений – магнитной мины. Гитлеровцы совершали авиационные налеты в районе Лондона и с помощью самолетов минировали акваторию лондонского порта – крупнейшего на тот момент в мире.

От таких действий немцев британскому флоту наносился огромный ущерб и свыше сотни кораблей были потоплены новейшей немецкой разработкой. Задача охраны и безопасности акватории порта стала первоочередной, и командование армией и флотом приступило к разработке плана соответствующих мероприятий.

Гай Манселл и его решение

Из всех предложенных вариантов, командование приняло решение взять в разработку проект инженера Гая Манселла. Согласно его плану, необходимо было возвести вблизи устья Темзы несколько строений на понтонной основе, для охраны порта. После согласования условий и параметров проекта, было принято решение приступить к возведению защитных сооружений.

Манселла

Основную угрозу для воздушных атак на крупные промышленные и административные объекты в Лондоне несло направление со стороны открытого моря. Именно его и было решено укреплять оборонными позициями.

Для этого недалеко от берега были сооружены бетонные фортификационные сооружения, находящиеся прямо в воде на двух бетонных основаниях каждое. В середине пустотелых бетонных колонн находились жилые и эксплуатационные помещения для персонала и военных, а также склады боеприпасов и провизии.

Манселл разработал два типа таких моделей – одно для защиты морских путей и защиты от минирования акватории порта, а другие для воздушной обороны от авиации противника. Суммарно планировалось возвести порядка 87 сооружений в разных местах, но падение частоты налетов авиации Германии вынудили командование союзников заморозить постройку большинства из них.

Бетонные колоссы

Каждое из укреплений представляло собою платформу с постройками, установленную на полые бетонные башни, которые строились на берегу и затем по морю доставлялись на место установки. Платформа водружалась на здания, и далее на морские Форты Манселла устанавливалось соответствующее вооружение.

Каждый форт должен был состоять из семи башен:

• 1 командная или центральная башня. На нее устанавливалось оборудование радиолокационной разведки, и там же находился командный пункт;

• 5 боевых башен с установленными скорострельными зенитными автоматическими пушками и одним тяжелым зенитным орудием;

• 1 прожекторная башня, на которой устанавливался мощный зенитный прожектор.

На протяжении разного времени боевой состав одного здания составлял до 165 человек, среди которых находилось несколько офицеров, пара десятков моряков и большинство пехотинцев.

Снабжением продовольствием и боеприпасами форта осуществлялось с помощью морского сообщения. Для связи и передачи оперативной информации использовался специальный кабель. Несмотря на то, что эти фортификационные сооружения были предназначены для активной обороны, они были сильно уязвимы для атаки морских суден, поэтому с моря поддержку и защиту им обеспечивал британский флот.

На Темзе

Военное значение фортов Манселла

Расходы, потраченные на возведение бетонных сооружений Манселла были огромными, но пользы от них несоизмеримо больше. За все время военных действий ими было сбито 52 летательных аппарата – 22 самолета и 30 крылатых ракет. Помимо этого, благодаря наличию этих конструкций, командование союзников получило возможность увеличить действие радиолокационных средств, размещенных на берегу. Сооружения находились в открытом море и расширяли горизонт обнаружения им авиации и суден противника, недоступный для берегового оборудования.

Современное состояние сооружений

План постройки фортов подразумевал их высокую прочность и способность противостоять стихии и атакам авиации. Тем не менее сегодня памятники уже сильно повреждены морскими волнами и погодными явлениями как внешне, так и внутри. Во многих башнях нашли приют чайки и другие птицы, а на крышах появились растения. Строения медленно, но уверенно разрушаются, но одно из них недавно начали восстанавливать.

Эта платформа – современное непризнанное княжество Силенд, провозглашенное бывшим британским военным Роем Бейтсом. Он планировал переоборудование платформы под аттракционы еще в далеком 1966 году, но с тех пор его планы поменялись и сейчас он проживает в ней, являясь главой необычного государства. С недавних пор княжество выпустило свою монету и опубликовало собственную конституцию.

Был случай, когда Роя британские власти хотели выгнать из них и даже подняли для этого береговые катера, но услышав предупредительные выстрелы, они ретировались. Впоследствии суд признал, что деятельность Силенда не находится в юрисдикции королевского суда.

Комментарии

Оцените компанию:

Vekev.by Информер со всеми услугами для вашего сайта.