Перейти к основному содержанию

Скрипки Страдивари, будет ли разгадан их секрет?

История умалчивает сведения о многих уникальных и просто талантливых людях. Одним из них был Антонио Страдивари – великий кремонец из Италии, изготавливающий скрипки. За всю свою жизнь он изготовил около 1200 этих музыкальных инструментов, а умер в возрасте 92 года. Лишь половина работ мастера сохранилась до наших дней, и все они звучали не просто восхитительно, но даже божественно.

Скрипка Страдивари действительно поражает своими особенностями. Никто не смог превзойти Антонио в деле изготовления скрипок, повторить тембр звучания, чистоту звука. Его упорство для современности не способно было пройти без следа, так что многие композиторы были уверены, что это награда Всевышнего за его упорство и трудолюбие, особый дар, позволяющим создавать инструменты неповторимого качества.

чертеж скрипки

Каждая Скрипка Страдивари уникальна. В первую очередь это касается изделий, сотворенный после 60 лет жизни. Каждая имеет не только свое имя, но и уникальную историю. История свидетельствует, что их воровали, им поклонялись, их боготворили, за них убивали. Каждый из инструментов, изготовленных великим мастером, стоит огромного состояния, а честью удостоены исполнять свои партии на них только самые великие виртуозы.

real_violin_stradivary

Современный мир наполнен высокими технологиями, сверхпроизводительными компьютерами. Но интересно, что никто и ничто сегодня не способно повторить уникальный тембр звучания. Многие годы в массы поступали заявления, что загадка разгадана. Существует даже журнал, выпускаемый британской ассоциацией скрипичных мастеров, где каждая разгадка незамедлительно публикуется, однако, в итоге все предоставляемые факты быстро опровергаются.

Наряду с великим скрипичным мастером трудился и другой Джузеппе Гварнени Дель Джезу. Специалисты считают, что качество звучания его инструментов не уступает шедеврам Антонио, однако, их стоимость заметно меньше. Также небезызвестным остается патриарх семьи скрипичных мастеров Андреа Амати, ведь конструкция используется и сегодня. Интересно, что фамилия Амати была прославлена его внуком Николой, выучившим и Гварнери, и Страдивари.

Неоднократно ученые всего мира заявляли, что раскрыли загадку уникального звучания, но каждый раз они выдвигали “уж точную причину”. Некоторое время назад биохимик из Венгрии Йожеф Надьвари заявил, что решил головоломку навсегда. Работа по раскрытию тайны стала делом всей его жизни, ведь профессор посвятил ей 33 года. Йожеф заявил, что полученные результаты его работы более чем отрадные, ведь он подозревал о них почти три десятилетия. Надьвари выяснил, что древесина, из которой иготавливалась Скрипка Страдивари, подвергалась химической обработке, химические соединения играют важнейшую роль в звучании инструментов. Чтобы сделать свое открытие, профессор сжигал частички древесины, анализируя золу. В ней были обнаружена смесь из железа, хрома, соединений бора. Вероятно, эта смесь была составляющей лакокрасочного покрытия.

скрипка в музее

Впервые предположение об уникальных свойствах “особого” лака выдвинул Джозеф Михельман еще в 1948 году, снявший два верхних слоя, изучивший полученную композицию, обнаруживший богатый минеральный состав покрытия. Иные же исследователи по неподтвержденным данным находили в составе лака и экстракты корней неизвестных растений, и даже вулканический пепел. Иногда в прессу попадали и откровенные мистификации. Так в 1955 никому не известный исследователь Раньери заявил, что секрет лака раскрыт, а в его основе лежит “индийская смола” неизвестного состава, причем обещал привезти этот материал из Бомбея. Затем он просто исчез.

Многие годы существовало мнение, что скрипка Страдивари изготовлена из особых пород дерева, которые утеряны вследствие “малого ледникового периода”, разбушевавшегося при жизни Антонио. Эксперты считают, что в период крайне низких температур деревья в тяжелых условиях, из-за чего их структура изменилась, что и влияло на звучание инструментов. Профессор Надьвари установил, что кремонские мастера настолько филигранно компоновали различные сорта деревьев, а также особым образом обрабатывали их, что выдавали настолько уникальное звучание, как и скрипка Страдивари.

В итоге можно сделать вполне определенные выводы по поводу уникальности звучания скрипок, но вот проблема, что и сегодня остается только гадать, ведь настоящие мастера своего дела уносили все секреты с собой в могилу.

Комментарии

Оцените компанию: