Перейти к основному содержанию

Судно класса "Зубр", известное еще как "Проект 12322"

Гонка вооружений очень часто приводила к созданию удивительных по своим характеристикам и принципам действия образцов оружия и техники. Нередко это были увеличенные и усиленные копии обычных видов вооружения. Но иногда инженерный гений способствовал созданию принципиально новой техники.

Так произошло и в случае «Зубра» – судна на воздушной подушке, которое предназначалось для десантных операций.

Крупнейшее в мире судно на воздушной подушке

По своей классификации, «Зубр» относился к малым десантным судам, но, тем не менее, особенности его конструкции позволили стать ему самым крупным объектом на воздушной подушке. Длительное время это транспортное средство под кодовым названием «Проект 12322» находилось под грифом секретно. Лишь после того, как оно стало достоянием общественности, в том числе мировой, оно и получило статус крупнейшего в своем роде.

Зубр

Конструкционные особенности, в частности использование воздушной подушки, позволяет производить высадку десанта и боевой техники на неподготовленный для этих целей берег. Также он может передвигаться по болотистой и сухопутной местности. Подушка поднимает судно над поверхностью земли или воды, обеспечивая преодоление преград, минных полей и относительно небольших заграждений.

Создание

На момент окончания 70-х годов, армия СССР уже имела на вооружении 3 модификации. Но развитие армии и новые требования к проводимым операциям вынудили командование искать возможности развития такой техники, как судна на воздушной подушке.

Зубр

Конструкторское бюро «Алмаз» получило заказ на разработку нового типа. Работы возглавили три главных конструктора бюро – Ю. Семенов, Ю. Мохов и Л. Озимов. Проект корабля был готов подготовлен и построен к 1986 году. Два года заняли испытания корабля и в 1988 году его приняли на вооружение.

Характеристики

Длина, ширина и высота составили 57,3, 25,6 и 21,9 метра соответственно. Оно обладало водоизмещением 555 тонн и обладало максимальной скоростью передвижения 111 км/час. Столь высокую скорость судну обеспечивали пять газотурбинных двигателей, из которых каждый имел мощность в 10 тыс. лошадиных сил.

4 винта диаметром 2,5 метра производили подачу воздуха в специальную подушку, тем самым обеспечивая возможность передвижения. Поступательное движение обеспечивалось тремя винтами диаметром 5,5 метра каждый. Помимо 5 силовых установок, также имелись две электростанции, суммарной мощностью 200 КВт и использующие газотурбинные генераторы.

Экипаж корабля состоял из 27 человек. При этом оно могло одновременно перевозить до 500 человек в качестве десанта. Запас топлива, боеприпасов и провианта позволял кораблю автономно находиться на боевом задании до 5 суток, одолевая при этом расстояние в 550 километров.

Вооружение позволяло ему не только осуществлять прикрытие высадки десанта и бронетехники, но и осуществлять противовоздушную оборону. Для этого на нем размещались до 8 переносных зенитных комплексов «Игла». Судно оснащалось двумя пусковыми установками «Огонь», которые использовали реактивные неуправляемые боеприпасы. Их запас составлял 132 штуки. Две 30-мм зенитные пушки суммарным боезапасом в 6000 выстрелов обеспечивали прикрытие пехоты или защиты от атаки с воздуха.

Транспортные возможности

Изначально судно проектировалось с возможность оперативно использовать его для доставки не только пехоты, но и боевой техники. «Зубр» обеспечивало доставку до трех танков, общим весом до 150 тонн. Как вариант, можно также было доставить 8 боевых машин пехоты или такое же количество водоплавающих танков.

140 мест для десантной группы позволяли, кроме этого, дополнительно взять на борт груз, массой до 130 тонн. Это могли быть, например 10 бронетранспортеров.

Зубр

Интересным фактом из истории этого транспортного средства является то, что это первое судно, полностью спроектированное и построенное в Советском Союзе, которое впоследствии купила и взяла на вооружение страна, являющаяся членом блока НАТО.

Сегодня «Зубр» находится на вооружении нескольких стран. Ими пользуется Греция, Украина, Российская Федерация и Китайская Народная Республика. Причем больше всего кораблей – 4 штуки, приобрела Греция.

Комментарии

Оцените компанию:

Vekev.by Информер со всеми услугами для вашего сайта.