Перейти к основному содержанию

Экранопланы – прошлое и будущее удивительных машин

В истории отечественной авиации существует немало примеров создания уникальных летательных аппаратов, аналогов которых не было во всем мире. Одним из таких устройств является экраноплан – самолет, парящий в нескольких метрах над водной гладью благодаря возникающей воздушной подушке между крыльями и поверхностью воды. В Советском Союзе их разработкой занимались разные конструкторские бюро, и впоследствии было создано немало опытных образцов.

История 

Впервые эффект планирования на воздушной подушке, возникающей между плоскостью крыла и землей или водной поверхностью, был обнаружен в начале 20-х годов прошлого столетия. Летчики заметили, что при особых условиях при посадке самолета он как бы «упирался» в невидимую опору и мог парить без особых усилий в непосредственной близости от поверхности.

Борис Юрьев – известный советский инженер и конструктор, начал первые эксперименты с динамически возникающей воздушной подушкой в 1923. Спустя 9 лет другой конструктор и специалист в области летательных аппаратов Павел Гроховский создает опытный образец с возможностями амфибии.

На некоторое время разработки прекращаются и вновь обращают внимание на них уже в 60-е. Теперь за работу над проектами создания аппаратов взялись легендарные конструкторы Ростислав Алексеев – создатель многих моделей суден на подводных крыльях, и Роберт Бартини – гениальный конструктор, благодаря проектам которого создали один из самых известных экранопланов – «Лунь».

СССР принимает в разработку и утверждает программу создания на государственном уровне. Это означает первостепенное внимание этому вопросу и всяческое содействие в его реализации. Ростислав Алексеев начинает первые опыты с буксируемыми моделями  для более детального изучения экранного эффекта полета.

К 1961 у инженера был готов опытный образец экраноплана СМ-1, полет которого успешно прошел в том же году. Вторая модель называлась СМ-2 и была представлена руководству страны в 1962. Во второй модели были учтены ряд недоработок. Самым сложным моментом в пилотировании СМ-1 был этап отрыва от поверхности. Для его ускорения вторую модель оснастили носовым двигателем, который нагнетал воздух под крыло и позволял на низкой скорости оторваться от поверхности воды.

На протяжении 1962 – 1964 годов были построены еще три модели экранопланов – СМ-3, СМ-4 и СМ-5. Судьба последнего была довольно трагической. При совершении тестового полета, аппарата потерпел крушение и весь его экипаж погиб.

В 1966 году советскими инженерами был построен и затем спущен на воду поистине знаковый аппарат –  КМ. Название обозначало словосочетание корабль-макет, но западные журналисты называли его не иначе как корабль-монстр. Поражать воображение обывателей, да и военных ему было чем. На то время это был крупнейший летательный аппарат в мире. Установленные на нем 10 турбореактивных двигателей, 8 из которых были размещены в носовой части, а 2 в хвостовой, создавали колоссальное усилие и разгоняли до скорости в 455 км/час. Взлетный вес составлял 544 тонны. Впоследствии на основе этой модели был построен знаменитый «Лунь».

В 1972 Роберт Бартини создал еще один удивительный аппарат, который хоть и не был изначально экранопланом, но впоследствии был переоборудован под него. Это был самолет-амфибия вертикального взлета ВВА-14. Изначально на нем планировалось устанавливать 2 маршевых и 12 подъемных турбореактивных двигателей. Но проблемы с экранным эффектом вынудили конструктора переоборудовать его в экраноплан.

В 80-е годы в СССР начались работы над проектом «Волга». После смерти Ростислава Алексеева в том же году трагическая судьба постигла и каспийского монстра – самолет потерпел крушение во время очередного полета. На вооружение флота начинают поставлять экранопланы «Орленок», созданные по проектам амфибии вертикального взлета самого Бартини.

В 1987 был спущен на воду «Лунь» – легендарное судно, аналогов которого больше не существовало. Он оснащался 8 турбореактивными двигателями и предназначался для борьбы с атомными подводными лодками авианосцами потенциального противника. Для этого на нем были также установлены противокорабельные ракеты «Москит», делающие «Лунь» по характеристикам огня сопоставимым с ракетными крейсерами. Полет был возможен даже при 6-балльном шторме. Он был принят на вооружение в год распада СССР и с прекращением финансирования проекта он был забыт и в скором времени свернут.

Современное положение дел

В связи с возникшей необходимостью создания эффективного пути сообщения с Крымом, правительство Российской Федерации вновь задумалось о перспективных путях решения этого вопроса и обратило внимание на экранопланы. По некоторым данным, руководство страны рассматривает возможность создания флотилии машин для пассажирского и грузового сообщения с полуостровом.

Комментарии

Оцените компанию:

Vekev.by Информер со всеми услугами для вашего сайта.