Перейти к основному содержанию

Экраноплан Лунь и его история

В СССР было много поводов для гордости в сфере авиации. Экраноплан Лунь - это один из самых масштабных и эффективных проектов СССР. Ударный корабль-экраноплан разработан в ЦКБ. Его созданием руководил В. Кирилловых. Собирался на заводе «Волга» (г. Нижний Новгород). Первоначально планировалось построить 8 планировщиков, но полностью изготовили только один – «Лунь». Это произошло из-за возникших в то время финансовых трудностей и принятия решения о военной нецелесообразности этого проекта.

Предназначение экраноплана

Корабль планировалось использовать для уничтожения кораблей противника, преимущественно, авианосцев. Он мог наносить удар в условиях малого противодействия авиации противника. Благодаря своей большой скорости полета и незаметности для радаров врага мог подходить к кораблям на расстояние, достаточное для точного попадания ракеты. Большие размеры данного летательного аппарата в условиях сильного сопротивления противника делали экраноплан уязвимым.

История создания

К работе над проектом данного летающего средства приступили в начале 70-х годов ХХ века. Основой для его конструкции стал «КМ». К изготовлению первого «Луня» приступили в 1983 г. Уже спустя 3 года 16.07.1986 г. был осуществлен спуск  на воду. Экраноплан был направлен в г. Каспийск, где проводились испытания. На основании полученных результатов были произведены различные достройки. К испытаниям приступили весной 1987 г., а к заводским – летом 1989 г. В опытную эксплуатацию был передан в 1990 г., а уже в 1991 г. она была закончена.

903

Принцип действия

По своей сути эффект экрана представляет ту же самую «воздушную подушку». Но в отличие от последней, она образуется с помощью нагнетания воздуха набегающим потоком воздуха. Именно крыло данного летательного аппарата создает достаточную подъемную силу. Она достигается за счет разрежения давления над верхней плоскостью крыла и повышения – под нижней. Получить данный эффект можно исключительно на малых высотах. Для него не важен тип поверхности, с помощью которой достигается эффект экрана. Это может быть вода, снежная равнина, бездорожье, поле и т.д. Благодаря этому он может перемещаться по прямому маршруту к цели. Экраноплан относится к безаэродромной авиации, поскольку для взлета и посадки ему не нужна взлетная полоса.

Особенности

Данная модель создавался по самолетной схеме моноплана. Вся конструкция состоит из корпуса, Т-образного оперения с рулями управления, водонепроницаемого крыла, представляющего собой многолонжерную конструкцию. В средней части корпуса находится центроплан крыла. Его обтекаемые концевые шайбы, являются сварными. В крыле размещены 4 топливных отсека. Клепанные закрылки разделены на 12 секций. Корпус аппарата разделяется переборками на 10 отсеков.

Здесь есть 3 палубы. Под днищем находится гидролыжное устройство, используемое для посадки  на воду. Сверху находятся 6 контейнеров, предназначенных для ракет «Москит». В его носу имеется горизонтальный пилон, к которому крепятся 8 двигателей НК-87, расположенных в мотогондолах. Руль высоты имеет по 4 секции с каждой стороны экраноплана. Руль направления разделен на нижнюю и верхнюю секции. Корпус изготовлен из панелей, алюминиево-магниевых листов и профилей. Законцовка, облицованная снаружи и внутри стеклопластом, сделана из прочного пенопласта. Многолонжерный, цельнометаллический киль обшит сварными панелями. Нижнюю часть защищает особое лакокрасочное покрытие. Для придания ему особой прочности использовалась протекторная защита от коррозии.

Экраноплан «Лунь»

Характеристики и экраноплан Лунь

Основные технические характеристики данного агрегата:

• длина – 73,8 м, высота – 19,2 м;

• размах крыла – 44 м, площадь – 550 кв.м;

• обшивка – 4-12 мм;

• площадь стабилизатора – 227 кв. м.;

• масса  – 243 т, максимальный взлетный вес – 380 т;

• скорость – 500 км/час; • дальность полета – 2 тыс. км;

• экранная высота полета – 1-5 м; • численность экипажа – 10 человек; • вооружение – 6 пусковых установок ПКР3М-80 «Москит».

Судьба экраноплана

Летательный аппарат вошел в состав 236 дивизион экранопланов Каспийской флотилии. В 2001 г. его списали из состава флота РФ. По состоянию на 2013 г. Этот аппарат был законсервирован в доке на заводе Дагдизель в г. Каспийске.  

Не имеет шасси, поэтому для него был специально сконструирован сухой плавучий док. Перед консервацией с него была снята вся секретная аппаратура. Судьба ракетоносца  на сегодняшний день остается неизвестной. Уникальный летательный аппарат, способный плавать по воде и летать над сушей. К сожалению, до сих пор не нашлись люди, заинтересованные в восстановлении и дальнейшей эксплуатации этого чуда советской инженерной мысли.

Комментарии

Оцените компанию:

Vekev.by Информер со всеми услугами для вашего сайта.