Перейти к основному содержанию

Аварийно-спасательные амфибии «Синяя птица»

Вездеходы являются очень популярным транспортом не только для проведения спасательных работ и поисковых операций, но и верно служат человеку для передвижения в условиях труднодоступных мест. Интересно, что в Советском Союзе созданием вездеходов занималось специальное секретное бюро. Впрочем, его разработки вскоре стали достоянием общественности, а некоторые страны даже использовали их при создании собственных аналогов.

Транспорт для поиска приземлившихся астронавтов

К моменту создания ЗИЛ-4906 «Синяя Птица» конструкторы из СССР уже имели положительный опыт создания вездеходов для разных целей, например, десантное судно класса "Зубр". Среди них были даже экстраординарные экземпляры, такие как шнекоход – транспорт, использующий для передвижения специальные полые цилиндры.

Синяя птица

Главная задача, которая стояла перед конструкторами ЗИЛ-4906 «Синяя Птица» было создание универсального транспортного средства с повышенной проходимостью и возможностью преодоления водных преград для поиска приземлившихся модулей с космонавтами. Изначально создавались две модификации поисково-спасательной «Синей Птицы» – одна для пассажиров и членов экипажа, другая для подъема и транспортировки спускаемого модуля.

В качестве основы для будущего вездехода был взят автомобиль ЗИЛ-4906. Он имел современную систему кондиционирования воздуха, а также имел превосходную термозащиту и звукоизоляцию. Имеющиеся на тот момент аналоги обладали рядом преимуществ и недостатков, которые не позволяли использовать их для оперативных спасательных работ. ЗИЛ-5901 оснащался трехосной колесной базой и имел огромные размеры, надобности в которых не было. Дело в том, что одновременно забрать спускаемую капсулу и подобрать членов экипажа, было затруднительно при использовании одного транспортного средства. Поэтому решено было делать два разных автомобиля. Второй вездеход – ПЭУ-3 имел шнекороторный двигатель и обладал очень высокой проходимостью. При этом он был бесполезен при передвижении на обычных дорогах, что и вынудило отставить его в сторону при выборе базы для будущего вездехода.

Синяя птица

Конструкторы решили поступить иначе и объединили в своем поисково-спасательном комплексе несколько транспортных средств. ЗИЛ-4906 оснащался встроенным манипулятором для подъема капсулы с астронавтами, ЗИЛ-49061 «Синяя Птица» имел комфортабельный салон для команды спасателей и экипажа космического аппарата. ЗИЛ-4906 нес на борту небольшой шнековый вездеход, который мог использоваться в самых труднодоступных местах для спасательных операций.

Особенности производства и конструкции «Синей Птицы»

Ввиду особой важности проекта, создание вездехода находилось на особом контроле. Двигатель ЗИЛ-130, который планировалось использовать на вездеходе, взяли от другого автомобиля. При этом его существенно доработали и улучшили многие ключевые характеристики.

Особенно тщательно подошли к производству корпуса и многих деталей. Поскольку база вездехода была от серийного автомобиля, для изготовления использовали самые лучшие детали. Многие из них вручную изготавливались лучшими специалистами и впоследствии они проходили самый тщательный контроль.

Синяя птица

Все три оси вездехода имели самую современную торсионную подвеску и вдобавок были оснащены гидравлическими амортизаторами. Вместо менее надежных водометов, для передвижения по водной глади стали использовать винты. Коробку передач заменили с автоматической на невероятно надежную и проверенную временем механическую. Для кузова использовали стеклопластиковые элементы и алюминиевые профиля. Помимо этого, вездеход проектировался с возможностью его последующей переброски в необходимый регион посредством транспортной авиации. Для этого корпус вездехода видоизменили и придали ему особую форму.

На «Синей Птице» стояло самое современное на то время навигационное и радиооборудование. Характеристики пассажирской версии выглядят следующим образом:

Посадочных мест – 11;

Габариты – 9,25-2,48-2,53 м.;

Клиренс – 54,4 см.;

Двигатель – бензиновый с карбюратором;

Объем двигателя – 6 л.;

Мощность – 150 л.с.;

Масса – 9,26 т.;

Скорость – 70 км/час по твердому дорожному покрытию и 8 км/час по водной поверхности;

Расход топлива на 100 км. – 50 л.

Комментарии

Оцените компанию:

Vekev.by Информер со всеми услугами для вашего сайта.