Перейти к основному содержанию

Подземная база подводных лодок в Балаклаве

В 10 километрах от города-героя Севастополя расположен сверхсекретный стратегический объект, официально именуемый 825 ГТС. Он расположен в городе-курорте Балаклава, и представляет собой подземную базу подводных лодок, построенную еще во времена СССР. С момента ввода в эксплуатацию этого объекта прошло 46 лет, и, начиная с 2003 года, он открыт для свободного посещения. Сегодня тут могут побывать как туристы, так и экскурсионные группы, желающие увидеть собственными глазами и изучить сверхсекретную базу.

Располагается объект глубоко под землей, и создан для того, чтобы уберечь людей и технику в случае ядерного удара. Это укрытие способно выдержать взрыв бомбы мощностью 100 килотонн. Сооружение делится на несколько секций, каждая из которых имеет свое особое назначение. Так внутри скалы находится комбинированный канал для подлодок с сухим доком, минно-торпедная часть ГТС, склад ГСМ, а также несколько ремонтных цехов.

Расположена база в Балаклавской бухте прямо внутри горы Таврос. С обеих сторон этой горы сделаны выходы, а со стороны бухты находится так называемая штольня – вход в канал. Весь объект замаскирован на высоком уровне. По сути, маскировка – это было особое задание, которое было выполнено идеально. Каждое отверстие в горе, каждый вход покрывают специально разработанные камуфляжные сети и другие приспособления, делая сооружение абсолютно невидимым, даже при близком рассмотрении. В случае, когда появляется реальная угроза, оба входа закрываются специальными 150-тонными батопортами. Выход лодок в море сооружен с северной стороны горы Таврос.

Подземная военно-морская база

В то время, когда между США и СССР уже бушевала холодная война, началось строительство сверхсекретного сооружения. Дабы противник не смог получить даже минимум информации о строящейся базе, ей дали условное название Городская Телефонная Станция номер 825, что в итоге и переросло в аббревиатуру “825 ГТС”. Она была настолько засекречена, что даже сегодня не существует на планете объекта, менее скрытого, чем балаклавская станция подлодок.

Так как строительство 825 ГТС проводилось в режиме строжайшей секретности, при раскопках горы грунт вывозили в темное время суток за пределы Балаклавы, где грузили на баржи, и сбрасывали в море. Первое время копать было достаточно просто, но когда за мягким грунтом пошла скальная порода, руководству пришлось обращаться к строителям метрополитена. Скалу пробурить оказалось не просто, так что был использован метод серии направленных взрывов. В итоге получился сквозной канал, глубина которого составляет 8 метров, а ширина в некоторых местах достигает 24 метра. Так как этот бункер строился для подлодок, его площадь составляет 5 тыс.кв.м. Ремонтный завод подводной техники способен вместить одновременно 7 субмарин. Эта цифра даже по современным меркам является огромной.

825 ГТС разрабатывался таким образом, чтобы была возможность при крайней необходимости 14 подлодок различных классов. Изначально же он проектировался для технического обслуживания и ремонта субмарин 633-го и 613-го проектов. Проектировщики предусмотрели и специальную штольню на случай ядерной угрозы, посредством которой можно выполнять погрузку лодок непосредственно под водой. На территории завода организованы склад боеприпасов, в том числе и ядерных, запасные части, запасы провианта, позволяющие жить в автономном режиме всему персоналу до 1 месяца.

Но, как и у любого другого военного сооружения, у 825 ГТС есть свои недостатки. Например, при сильном шторме невозможно войти на станцию с другой стороны горы. Кроме того, пока велось строительство, уже создавались новые подлодки 625-го проекта, которые из-за своих габаритов не помещались в сравнительно узкие каналы. Одновременно в канале было проблематично разместить одновременно 3 лодки, хотя его длинна составляет 380 метров, а длинна самого дока -110 метров.

Балаклавский подземный музейный комплекс

По причине высокого уровня секретности, город был присоединен к Севастополю, а место расположения 825 ГТС скрыто от глаз. В 1994 году территорию завода покинула последняя подлодка, после чего он был фактически полностью разворован. Сегодня это музей, посетив который можно узнать много интересного о СССР и временах холодной войны.

Температура внутри колеблется в районе 15 градусов, а в некоторых помещениях для устранения излишней влаги работают осушители. В те времена ремонт одной подводной лодки занимал до 4 недель. Под землей остались и огромные топливные резервуары, и некоторое оборудование, ставшее сегодня музейным экспонатом.

Комментарии

Оцените компанию:

Vekev.by Информер со всеми услугами для вашего сайта.