Перейти к основному содержанию

Жестокие эксперименты в истории психологии

Психология, как и любая другая наука немыслима без проведения экспериментов. За многолетнюю историю психологии было проведено немало опытов, часть из которых были весьма жесткими по отношению к подопытным.

Отобранное детство

Гари Харлоу – американский психолог и исследователь, одно время изучал воздействие на психику животных с помощью изоляции от влияния социальных факторов. Для этого он использовал детенышей шимпанзе, которых на ранних стадиях рождения отбирал у самки и полностью изолировал в отдельном помещении.Спустя некоторое время он выпускал обезьян и пристально наблюдал за ними. У подопытных проявлялись многие отклонения в психическом развитии, но однозначного подтверждения своей теории Харлоу так и не получил.

Эксперимент Харлоуа

Общество защиты животных очень часто упрекало доктора в том, что получить результаты такого исследования можно было и без столь жестокого отношения.

Эксперимент Милгрэма

Ученый Стэнли Милгрэм свои опыты проводил на людях. Знаменитый опыт Милгрэма был призван изучить влияние авторитета и его мнения на испытуемых людей. Для этого был двум исследуемым давали возможность по жеребьевке разыграть роли наставника и ученика. В действительности роль наставника всегда выпадала главному подопытному, а роль ученика принимал на себя специально подготовленный участник исследования.

Стэнли Милгрэм и его опыты на людях

Экспериментатор озвучивал наставнику суть опыта, как исследование новых способов запоминания информации. На самом же деле он изучал и анализировал поведение человека, получившего от авторитетного лица указания к действию, которое неприемлемо для него и перечит его моральным принципам.

Ученик садился в особое кресло, к которому был подсоединен электропровод. За каждую ошибку в запоминании информации, продиктованной по голосовой связи наставником, ученик получал от того разряд тока. С каждым разом напряжение его увеличивалось и вскоре достигло 450 Вольт. Несмотря на то, что наставник начинал нервничать в связи с моральными аспектами опыта, Милгрэм просил его продолжить и таки дать разряд. Ученик исправно играл роль и демонстрировал боль при каждом ударе током, которых на самом деле не было.

Опасения исследователя подтвердились. Невзирая на мучения совести от осознания того, что своими действиями человек вынуждает страдать другого, большинство исследуемых давали максимальный разряд тока ученику. Мало того, многие участники опыта даже оправдывали себя.

Альберт

Довольно спорный и весьма жестокий эксперимент был проведен доктором психологии Джоном Уотсоном. В качестве подопытного он выбрал мальчика по имени Альберт, возрастом 9 месяцев. На его примере ученый решил исследовать причины появления страха, а также природу их наследования. Перед экспериментом Альберту неоднократно демонстрировали ряд предметов, визуально похожих между собой – рождественскую маску Санта Клауса с белой бородой, кусок ваты белого цвета, живого кролика с белым окрасом и обыкновенную лабораторную крысу белого окраса. Все эти предметы не вызывали опасений мальчика и он с удовольствием играл с ними. Затем доктор оставил ребенку одну крысу и каждый раз издавал громкий звук при ударе молотка о жестяную пластину когда Альберт касался животного. Так повторялось до тех пор, пока вид крысы не вызывал плача и резкой негативной реакции у Альберта. После этого, когда ему демонстрировали все остальные предметы, Альберт также реагировал и на них. Результаты опыта говорили о том, что человеческие страхи в основном возникают в детстве и могут переноситься на похожие ситуации или предметы.

Эксперимент Филиппа Зимбарго

Стэнфордский тюремный эксперимент

Исследование Филиппа Зимбарго надолго вошел в историю как один из самых жестоких. Исследуя поведение человека, попавшего в нестандартные ситуации, он решил провести массовый опыт со своими студентами. Для этого им был построен макет настоящего пенитенциарного заведения, куда поместили две группы учеников – заключенных и надзирателей. Заключенным сказали, что будут исследовать их поведение, а надзиратели остались без каких-либо инструкций. Изначально ученики не знали, что им необходимо делать, но спустя один день первые результаты были получены.

Надзиратели вошли в роль и начали активно подавлять заключенных во всех проявлениях их активности. Со временем их стали жестоко бить, контролировать и всячески унижать. Многие участники так вжились в роль, что те, кто исполнял роль заключенных, забывали как их зовут и впоследствии говорили, что им на самом деле казалось, что они в настоящей тюрьме. Надзиратели часто переступали планку жестокости и проявляли себя садистскими наклонностями. Прекратили эксперимент значительно раньше планируемого срока, поскольку поведение многих вышло из-под контроля.

Комментарии

Оцените компанию: